По законам
Крайнего Севера
Движение вместо карьеры, оленье стадо вместо компаса. Жить в ритме с природой, почитать духов и сохранять обычаи предков здесь важнее материальных ценностей, особенно когда все планы на будущее зависят от погоды и от сплочённости семьи. Проезжать за год сотни километров, но не покидать родных краёв — противоречивый стиль жизни ненецких оленеводов.
Свой земной путь, который каждый кочевник проходит бок о бок с оленем, северные народы называют "аргиш" (в вольном переводе — "караван"). Это целая философия кочевой культуры, основанной на каслании — кочевье стойбища от одной локации к другой. В год семья может переезжать 30-40 раз, преодолевая в общей сложности до тысячи километров. Такие поездки — не прихоть, а жизненная необходимость: олени питаются ягелем, а он очень медленно растёт. Среднее стадо в сотню голов (владение одной зажиточной семьи) за месяц может полностью уничтожить пастбище. Кроме того, переменчивая погода, засушливое лето и дикие звери также могут стать веской причиной, чтобы сняться с места.
Всё начинается со сборов: чумы разбираются и упаковываются в нарты, олени запрягаются и выстраиваются в целый караван. Зимой кочевники обычно перебираются в более южнее, где немного теплее и легче добыть топливо, а летом отправляются на север, ближе к морю, где сильнее ветер и меньше комаров.
День оленевода
Традиции кочевников — неисчерпаемый источник их силы. Увидеть их во всей красе возможно во время классических праздников тундровиков — как правило, они связаны со сменой времён года и почитанием предков. Главное торжество приходится на день весеннего равноденствия, когда заканчивается долгая полярная ночь: считается, что солнце начинает свой путь в верхний мир. Традиционно в это время у северных народов проводится День оленевода, хотя обычно празднования могут растянуться на несколько месяцев.
Убранство зимнего чума, экспозиция музея Шемановского
Гонки на оленьих упряжках, прыжки через нарты, метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест) — традиционный набор соревнований Дня оленевода. В программе — театрализованные выступления народных ансамблей, ямальская кухня, обеды в чумах, устланных оленьими шкурами, а также широкая ярмарка сувениров с северным колоритом, где продаются фигурки и куклы из кости, керамики и бронзы, национальная одежда, подарки, украшения и памятные сувениры.
В 2023 году праздник кочует по Ямалу вслед за оленеводами с конца февраля по середину апреля. Следить за актуальными новостями можно на сайте фестиваля nordfest.com.
Горнокнязевск
Знакомство с колоритным миром ямальских кочевников лучше всего начинать в этнопарке, стилизованном под настоящее ненецкое стойбище. Природно-этнографический комплекс в посёлке Горнокнязевск построен в историческом месте: когда-то здесь находилась резиденция остяцкого князя Василия Тайшина, наместника этих земель. 10 чумов, крытых берестой и оленьими шкурами, караваны нарт, священные деревья, ручные олени и коллекция из 400 нехитрых предметов быта ненецких и хантыйских охотников и рыбаков.
На берегу Оби можно погулять по реконструированной избе князя Тайшина XIX века.
Здесь можно научиться ставить чумы и готовить строганину, поучаствовать в шаманских обрядах и узнать секреты северного многоборья, познакомиться с техникой резьбы по кости и росписи по стеклу. Интересной особенностью парка является его интерактивная составляющая: помимо мастер-классов по традиционным промыслам, здесь можно пообедать в чуме и даже арендовать его — для праздника или памятного события в стилистике арктического гостеприимства.
Как добраться: 15 км от Салехарда, п. Горнокнязевск, ул. Северная, д. 2
Виртуальный тур по этнопарку: odr.yanao.ru
Земля надежды
Быт оленеводов, лишённый туристического лоска, выглядит немного иначе. Вместо расшитой бисером национальной одежды — джинсы и толстовки, вместо бересты чумы покрывают брезентом, а иногда и вовсе баннерной тканью, на смену нартам приходят вездеходы. Конечно, блага цивилизации доходят и до этих мест, но полностью вековые традиции не вытесняют: зимой ничто так не согреет, как оленья шкура, а старые добрые нарты никогда не подведут, в отличие от современной техники.
Разыскать стойбище в тундре не так-то просто — у кочевников постоянных адресов не бывает. Однако есть места, где вероятность встретить ту или иную семью выше остальных.
На Полярном Урале несколько таких локаций, одна из них — в верховьях реки Лонготъёган (с хантыйского — "река святых духов"), другая — по берегам Большого Щучьего озера. Место выбирается, как правило, вблизи пресных водоёмов, но на крутых подъёмах, чтобы вода не добралась до жилища. Зачастую на зимних стоянках тундровики могут оставлять свои вещи, которые не пригодятся им в тёплую погоду. Личные вещи, одежду и продукты питания запаковывают в нарты и оставляют до следующего сезона. Единственные, кто может нарушить их сохранность в отсутствие хозяев, — дикие звери, приманенные запахом еды.
Гостеприимство кочевых семей зависит от самих людей. Одни с радостью примут путешественников под сводами чума, угостят обедом и поделятся секретами ведения хозяйства. Другие же, наоборот, будут держаться в стороне от незнакомцев.
Где всегда будут рады туристам — так это в небольших этностойбищах, разбросанных по просторам ямальской тундры. Одно из самых колоритных — «Земля надежды», необычное смешение уральского язычества и христианства на месте пересечения зимних и летних касланий. На территории расположен храм Архангела Михаила — самый северный на Ямале. Возглавляет этностойбище Анна Неркаги — ямальская писательница и основательница лагеря. Добраться сюда из Салехарда можно на вездеходах или на вертолёте.
Ещё одно этностойбище находится южнее Салехарда — природно-этнографический парк под открытым небом «Живун» в деревне Ханты-Мужи. Тематические экспозиции, фольклорные праздники и обрядовые фестивали — в стилистике хантыйской культуры.
Как добраться до «Земли надежды»: эностойбище находится в 200 км на север от Салехарда, в предгорьях Полярного Урала. Точка на карте
Как добраться до этнопарка: Шурышкарский р-н, с. Мужи, ул. Архангельского, 14А. Точка на карте
Культурная Арктика
Мир мамонтов и деревянных крепостей без единого гвоздя: чем живёт заполярный край.
Фото: Станислав Миков, Дмитрий Архипов, Станислав Казнов, Екатерина Васягина, Ирина Ри, Марина Маликова, Эдвард Адриан-Валланс
© ВОО "Русское географическое общество"